Понедельник, 25.06.2018, 14:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Стихи Вам

Мелодика стиха

Мелодика стиха — выделенная Борисом Эйхенбаумом в книге «Мелодика русского лирического стиха» (1922) область поэтики, изучающая интонационный аспект поэтической речи, материализованный в особом поэтическом синтаксисе, и сам предмет изучения этой дисциплины. С точки зрения Эйхенбаума, мелодика представляет собой посредующую дисциплину между фонетикой и семантикой поэтической речи. По своему происхождению эта идея Эйхенбаума восходит к учению немецкого филолога Эдуарда Сиверса о необходимости «слуховой филологии» (нем. Ohrenphilologie), для которой поэтический текст выступает как текст произносимый, однако Эйхенбаум акцентирует изучение мелодики стиха, специфичной именно для стиха, в её отличии от обычной речевой интонации, проявляющейся в том числе и в стихе. В рамках этой концепции Эйхенбаум выделяет три типа стиха в мелодическом аспекте: декламационный, напевный и говорной.

МЕЛО́ДИКА СТИХА́ (от греч. μελωδία — пение) — совокупность особенностей стихотв. речи, к-рые связаны с модуляцией (изменением) речи по высоте осн. тона. Это изменение используется в языке в трех осн. функциях: а) для характеристики и противопоставления друг другу отд. слогов — т. н. муз. слогоударение, или муз. тон (в кит., вьетнам. языках, во мн. языках Зап. Африки); б) для характеристики и противопоставления друг другу отд. слов, т. н. муз. словоударение (в япон., серб.-хорв., норв., в ряде языков Центр. и Юж. Африки, в индейских языках Центр. Америки); в) для характеристики и противопоставления друг другу определ. типов предложений и логич. выделения отд. слов и синтагм — в большинстве языков мира, в т. ч. в русском. В языках с муз. слого- и словоударением изменение по высоте осн. тона может спорадически использоваться как средство поэтич. техники, однако «...мы вообще ... не находим примеров того, чтобы мелодическо-акцентуационный момент лег в основу стихосложения наподобие силового ударения...» (Поливанов Е. Д., Общий фонетический принцип всякой поэтической техники, см. «Вопр. языкознания», 1963, № 1, с. 107): так, в кит. яз. используется количеств. принцип, в япон. яз. — силлабический (счет слогов) и т. д. В рус. стихе М. с. реализуется гл. обр. в системе интонаций, т. е. в системе повышений и понижений голоса в рамках предложений и групп предложений (см. Интонационно-синтаксическая организация стиха).

Согласно т. зр. нем. фонетиста Э. Зиверса, высказанной в конце 19 в., всякое стих. характеризуется единственной, вложенной в него автором мелодикой, хотя возможно множество его реализаций. Чтобы выявить эту интонацию, Зиверс предложил «метод массовых реакций»: «авторской» считалась интонация, зарегистрированная у большинства испытуемых. Этот метод, построенный на априорном допущении аутентичности преобладающего типа интонирования, был подвергнут критике А. Хёйслером, а в сов. науке — С. И. Бернштейном, продемонстрировавшим, что метод Зиверса нередко приводит к отрицанию «авторской интонации» в чтении самих авторов.

В нач. 20 в. проблемы интонации стихотв. речи ставили в своих работах сов. исследователи Б. М. Эйхенбаум и В. М. Жирмунский. Эйхенбаум исходил из того, что метрич., синтаксич. и семантич. организация стиха обусловливает определенный, не зависимый от конкретной реализации тип интонирования стиха и выделил в истории рус. лирич. стиха три типа такого интонирования: стих декламативный, особенно характерный для 18 в.; напевный (у В. Жуковского, А. Фета и др.) и говорной (особенно в нач. 20 в. — у А. Ахматовой, В. Маяковского и др.). Придя к такому же делению, В. М. Жирмунский указывал, однако, что различие типов интонирования «...сводится не столько к присутствию или отсутствию развитой синтаксической системы интонации, сколько к различной манере интонирования... Эта манера зависит прежде всего ... от художественно-психологического задания, осуществляемого в единстве приемов стиля» («Вопросы теории литературы», 1928, с. 146—47). Ср. примеры различных типов интонирования —1 — декламативный стих; 2 — напевный; 3 — говорной:

1.

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне — дна.

М. В. Ломоносов.

2.

Последний звук умолк в лесу глухом,
Последний луч погаснул за горою...
О, скоро ли в безмолвии ночном,
Прекрасный друг, увижусь я с тобою?

А. А. Фет.

3.


Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся,
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся...

А. А. Ахматова.

В совр. сов. стиховедении классификация Жирмунского и Эйхенбаума частично пересмотрена В. Е. Холшевниковым, выделяющим два вида стиха: напевные (включая песенный и романсный) и говорной (включая ораторский и разговорный) (см. Напевный стих).

М. с. подчеркивает в различных типах интонирования разные образующие элементы стихотв. речи. Так, декламац. стих 18 в. обнажает синтаксич. схему стиха, но не выделяет семантически отд. слова в стихе, что особенно характерно для нек-рых видов говорного стиха 20 в. (напр., у Маяковского, М. Цветаевой). Однако сама она лежит за пределами структуры поэтич. произведения. Звучание стиха (декламация) привносит в поэтич. произведение элементы, отсутствующие в его структуре, и одновременно реализует лишь одну из заложенных в этой структуре возможностей звуковой реализации. По словам С. И. Бернштейна, «...отношение любой декламационной интерпретации к стиховому произведению сравнимо с отношением музыки романса к стихотворению, составляющему его текст» («Русская речь». Новая серия, сб. 1, Л., 1927, с. 41).

Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирич. стихотворений, П., 1921; его же, Введение в метрику, Л., 1925; его же, Мелодика стиха, в его кн.: Вопросы теории лит-ры, Л., 1928; Эйхенбаум Б. М., Мелодика рус. лирич. стиха, П., 1922; Томашевский Б. В., Рус. стихосложение. Метрика. П., 1923; Бернштейн С. И., Стих и декламация, в кн.: Рус. речь. Новая серия, сб. 1, Л., 1927; его же, Эстетич. предпосылки теории декламации, в кн.: Поэтика, сб. 3, Л., 1927; Тимофеев Л. И., Очерки теории и истории рус. стиха, М.,

1958; Холшевников В. Е., Основы стиховедения. Рус. стихосложение, Л., 1962; его же, Типы интонации рус. классич. стиха, в сб.: Слово и образ, М., 1964; Sievers Ed., Rhythmisch-melodische Studien, Hdlb., 1912; Heusler A., Ed. Sievers und die Sprachmelodie, «Deutsche Literaturzeitung», 1912, № 24.

А. А. Леонтьев.
(wikipedia.org)

Книга «Астрология обольщения. Ключи к сердцу мужчины. Энциклопедия отношений», Автор: Василиса Володина

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Логин:
Пароль: